За последние полтора года не просто стало больше людей, которые не возвращают долги, - люди эти сделались изворотливее и отчаяннее. Взыскание долгов становится все более сложным и дорогостоящим делом. По словам гендиректора агентства "Секвойя кредит консолидейшн" Елена Докучаева, стоимость взыскания долга для коллекторов выросла за время кризиса на 30-40%.
На что тратятся эти деньги? "Нам приходится искать новые методы работы, расширять бизнес, с точки зрения технологий, и набирать новых сотрудников", - говорит Докучаева. И новые методы находятся: от имитации работы судебных приставов до трудоустройства должников и кляуз на них по партийной линии.
Доска позора
На днях одно из региональных коллекторских агентств - "Агентство по сбору коммунальных платежей" - опубликовало список неплательщиков за услуги ЖКХ на своем сайте. Сейчас в "черном списке" 400 неплательщиков. В базе указаны их фамилии, инициалы, сумма задолженности, неполный адрес - улица, дом. Должник будет исключен из списка только после полного погашения задолженности, говорится на сайте агентства.
Не только должники за услуги ЖКХ, впрочем, рискуют обнаружить свое имя в интернете. На сайте другого регионального коллекторского агентства - "Центр возврата долгов" - есть список публичных долговых дел, где выложена информация о самых разных неплательщиках. Здесь среди должников в основном руководители частных предприятий, юридические лица, не расплатившиеся за товар, и неплательщики алиментов. Особенно много руководителей разных неизвестных агентств недвижимости. Например, среди должников есть дама-риэлтор, взявшая аванс в 63 000 рублей за совершение сделки, но так ее и не совершившая. Деньги она не возвращает, даже несмотря на имеющееся решение суда.
Есть здесь и публичное дело на молодого человека, занимавшегося частным извозом, но разбившего арендованный автомобиль и скрывшегося. Он должен 60 000 рублей. В компании называют публикацию досье с фотографией должника, указанием фамилии, имени, отчества, суммы задолженности, обстоятельств возникновения долга "инициированием публичного взыскания". Причем в некоторых случаях дела на "доску позора" попадают еще до решения суда. Например, здесь размещена информация о гражданине, якобы взявшем в долг у другого гражданина 220 000 рублей и не вернувшем деньги. Тут же указано, что заявление в суд только подано - решения еще нет.
"Использование подобных методов - это стремление подражать судебным приставам, которые практикуют различные, в том числе и весьма креативные методы воздействия на должников, - говорит директор по развитию бизнеса "Столичного коллекторского агентства" Артем Плохов. - Однако в своей деятельности судебные приставы руководствуются законом об исполнительном производстве, дающим право использовать такие методы, а у коллекторов таких прав нет". Размещение такой информации может нанести ущерб репутации должника, и он не преминет перейти в контрнаступление. Суды и регулирующие органы завалены жалобами на сборщиков долгов, и в Госдуме планируют строго регламентировать их деятельность, чтобы должникам стало легче дышать.
Везде есть место креативу
Лопающееся терпение законодателей и регуляторов вынуждает коллекторов умерить агрессию и искать новые подходы, часто неожиданные. Например, президент компании "Долговой эксперт" Валерий Кардашев держит в штате несколько сотрудников, занимающихся трудоустройством должников. "В нашей практике часто бывают случаи, когда должник потерял работу и просто не знает, как ее искать, или не имеет технической возможности, например, доступа к интернету, - рассказывает он. - Мы подбираем ему вакансии из разных источников, и многие из тех, кому мы нашли работу, уже выплатили долги".
А в практике работы генерального директора "Центра развития коллекторства" Дмитрия Жданухина был случай, когда заемщик постеснялся обратиться за помощью к родственникам, которые были не в курсе его проблем. Агентство сделало это за него, после чего родственники быстро погасили кредит. Остался ли доволен неплательщик такой "помощью", Жданухин, правда, не уточняет, зато уверяет, что коллекторы нередко помогают должнику в получении зарплаты, когда ее задерживает работодатель, или в возврате сумм, которые сам неплательщик дал кому-то в долг и не может получить обратно. Ну или, на худой конец, помогают взять в банке новый кредит на погашение первого.
Хорошо работают памятные с советских времен методы общественного воздействия. "Мы обращаемся к атаманам и просим их провести разъяснительную работу с должником, - рассказывает Александр Федоров, председатель совета директоров коллекторского агентства "Центр ЮСБ", работающего в Ставропольском крае. - Для казаков наличие должника бросает тень на всю станицу, и это уже становится вопросом чести, а не просто непогашенного банковского кредита". Метод неплохо действует и на членов партии "Единая Россия": в истории "Центра ЮСБ" был должник-партиец, выплативший задолженность после того, как товарищи провели с ним воспитательную работу.