По словам управляющего директора и совладельца новой компании Данияра ТЕНЕЛОВА, она намерена сосредоточиться исключительно на работе с корпоративными долгами будет таким образом представлять собой полное исключение из правил для страны, где 95% усилий коллекторских агентств были до сих пор направлены на долг физических лиц. Для банков и других кредиторов работа с должниками - физическими лицами оказывается слишком затратной, и они стараются передать ее в аутсорсинг коллекторским агентствам. Что касается корпоративных долгов, то работа с ними представляется очень интересной нишей, учитывая ситуацию с ростом задолженности и опыт и технологии российских партнеров, которые зарекомендовали себя одной из самых эффективных структур на своем рынке. ЮСБ принадлежит значительная рыночная доля при существенно более скромном штате сотрудников по сравнению с самыми крупными агентствами. Масштаб казахстанского рынка корпоративных долгов оценивается г-ном Тенеловым примерно в миллиард долларов, при этом необходимо учитывать, что речь не идет, например, о долгах аффилированных лиц или долгах с низкой продолжительностью просрочки, не относимым самими банками к категории проблемных. Очевидно, следует говорить о сложных ситуациях, с планируемым возвратом от 20 до 50% суммы. В настоящий момент только, что созданная компания уже имеет заказы на работу с долгами примерно на $3 млн, и, согласно консервативным прогнозам управляющего директора, до конца года рассчитывает увеличить их портфель до $5 млн. В то же время пока она не имеет ни одного заказа от банков.
Российские партнеры нового бизнеса Александр ФЕДОРОВ и Дмитрий ЖДАНУХИН обратили внимание на то, что предлагаемые ими методы работы с должниками выглядят альтернативой применяемым во многих случаях. Агентство не идет, например, по пути привлечения каких-то персон в силовых структурах, которые на взаимовыгодной основе воздействовали бы на должников. Это достаточно опасный путь, поскольку заемщик также может найти симпатизанта, причем даже на более высоком уровне, а часто в расчете на его поддержку и принимается решение о невыплате долгов. Речь также идет не об обращении в суды, а о внесудебном урегулировании проблемы.
Судебный путь часто оказывается слишком сложным и длинным, кроме того, если речь идет о небольшой сумме, то кредитор рискует потратить на гонорары юристов больше, чем вернуть. Методом ЮСБ являются коммуникативное воздействие на задолжника и информирование о ситуации с его задолженностью ключевых партнеров и контрагентов (мгновенной реакцией, например, может стать отказ от поставок без предоплаты), отраслевых ассоциций и регуляторов. В практике компании имеются случаи, когда ей удавалось добиться определенных платежей буквально накануне банкротства, когда должники уже прекращали всякие выплаты. Одна такая ситуация произошла, по словам г-на Тенелова, уже в Казахстане: должник, не заплативший за поставленные объемы ГСМ и перерегистрировавший свою фирму, осуществил погашения под влиянием своего ключевого партнера, являющегося официальным дистрибьютором крупной западной компании. Сделал он это под влиянием увещеваний и предупреждений, что сотрудничество может быть разорвано.
Все сказанное осталось бы чем-то из разряда “фэнтези”, если бы управляющий директор свежеиспеченной компании не решил провести демонстрацию методов прямо на пресс-конференции. Эффект, правда, был несколько снижен в связи с отсутствием приглашенных представителей должника. Тем не менее г-н Тенелов заявил, что одна из нефтедобывающих структур, работающих в Атырауской области, - “Казнефтихим Копа”, дочка компании “Казнефехим”, задолжала подрядчику за выполненные работы порядка $2 млн. и отказывается от какого-либо диалога по этому поводу.
Материнская компания выпустила облигации на сумму в Т4 млрд, допустила дефолт по ним и ведет переговоры с держателями о реструктуризации. Г-н Тенелов заметил, что, если бы его клиенты были держателями облигаций, то “с ними б разговаривали, а так речь идет о “каком-то подрядчике”. Дефолт по облигациям “Казнефехима”, казалось бы, делает оглашение информации о долге одной из “дочек” тем, что называется, “слону дробина”. Агентство, несмотря на это, рассчитывает на успех, так как в качестве одного из выходов для держателей облигаций предлагается продажа доли в “Казнефтехим Копа”, а потенциальные покупатели будут существенно более осторожны после появления информации о долгах. То, что “Казнефтехим”, предупрежденный о готовящейся акции, не попытался ее предотвратить или сделать собственные комментарии, однако, свидетельствует о том, что самое широкое оглашение сведений еще об одном из долгов, не стало критичным для компании, и замысел коллекторов пока не реализовался.