Фактически коллекторские или долговые агентства представляет собой посредника между кредитором и должником, берущего на себя обязательство проводить работу по возврату долга за определённый процент.
Надо отметить, первые коллекторские агентства в России создавались как дочерние предприятия банков и работали исключительно с их задолженностями. Однако в настоящее время деятельность агентств существенно расширилась.
Каковы основные тенденции развития коллекторского бизнеса в России и каков прогноз по развитию в 2010 году? Как сказался на агентствах финансовый кризис? Когда банку целесообразно обращаться к услугам профессиональных коллекторов? Что делать заемщику, столкнувшемуся с коллекторами? На эти и многие другие вопросы отвечали эксперты в обзоре Аналитического Центра компании "РУСИПОТЕКА".
Целью созданного в марте 2003 года портала Русипотека является освещение разных точек зрения на проблемы и перспективы развития в России ипотечного кредитования и секьюритизации.
- Какое влияние оказал финансовый кризис на рынок коллекторских услуг в России в целом и на деятельность вашей компании?
По словам, Елены Докучаевой, генерального директора коллекторского агентства "Секвойя Кредит Консолидейшн", число обращений в коллекторские агентства вообще и в компанию в частности за время кризиса заметно выросло. В сложных экономических условиях кредиторы активизировали работу с проблемными долгами и все чаще стали обращаться за помощью в профессиональные коллекторские агентства, которые готовы предложить им полный спектр услуг по взысканию, чтобы выжать из неработающих активов максимум возможных средств. Кроме того, привлечение коллекторского агентства позволяет кредитору не тратить время и средства на непрофильную деятельность, а сконцентрировать свои усилия на основном бизнесе, что также важно в условиях кризиса и явилось еще одной причиной для увеличения спроса на аутсорсинговое взыскание задолженности. С другой стороны, в кризис серьезно возросли издержки в коллекторском бизнесе, и при этом на фоне снижения доходов населения поддерживать эффективность взыскания стало намного сложнее.
Александр Фёдоров, председатель совета директоров коллекторского агентства "Центр ЮСБ", в свою очередь прокомментировал ситуацию так: "Стимулирующее. Клиентская база растет быстрее, чем падает возможность расплачиваться у должников. Эффективно работающие коллекторские агентства увеличивают прибыль".
Александр Щербаков, заместитель генерального директора коллекторского агентства АКМ отметил, что скорее положительное. "Несмотря на ряд нюансов, таких как существенное падение собираемости долгов и рост себестоимости наших услуг, кризис принес нам больше плюсов. Во-первых, существенно возросла известность коллекторских агентств как таковых. Во-вторых, мы наблюдали существенный прирост количества клиентов и рост объема передаваемых портфелей".
- Каковы тенденции развития рынка коллекторских услуг? Достиг ли он того уровня, когда можно сказать, что он стал цивилизованным?
Отвечая на данные вопрос, Елена Докучаева ("Секвойя Кредит Консолидейшн") отметила, что рынок коллекторских услуг существует в России уже шестой год. За это время профессиональными участниками рынка была проделана большая работа, чтобы он стал прозрачным и цивилизованным. Еще много задач, которые предстоит решить (одна из основных - это принятие закона о коллекторской деятельности), однако уже сегодня с уверенностью можно сказать, что рынок развивается в правильном направлении, считает специалист.
Александр Фёдоров ("Центр ЮСБ") сообщил, что основные тенденции - открытие большого количества коллекторских компаний, развитие новых перспективных сегментов коллекторского бизнеса. Рынок коллекторских услуг, безусловно, достиг уровня полной цивилизованности. Как отметил председатель совета директоров, можно констатировать, что взыскание долгов "в стиле 90-х" осталось только в нашей памяти.
"Интересных тенденций две. - Отмечает Александр Щербаков (АКМ). - Одна, правда, уже несколько "затухающая", это специализация отдельных игроков рынка на узких направлениях - лизинг, ЖКХ, поставки определенной продукции. Вторая, набирающая оборот, это, наоборот диверсификация оказываемых услуг, в первую очередь по отраслям экономики и кругу принимаемых в работу должников. Многие розничные банковские коллекторские агентства пробуют свои силы, например, во взыскании задолженности с субъектов МСБ.
Нам сложно судить об уровне цивилизованности нашего рынка. Относительно 2005 года, когда мы только выходили на этот рынок, - да, он стал гораздо более цивилизованным. Сравнение российских и западных компаний пока полагаем пока не совсем уместными".
-Какая, на ваш взгляд, в настоящий момент емкость рынка коллекторских услуг?
Елена Докучаева, ("Секвойя Кредит Консолидейшн"): "Рынок коллекторских услуг по-прежнему остается одним из самых сложных с точки зрения оценки его объемов. Если данные по уровню задолженности в банковском секторе публикует ЦБ и, иногда, сами банки, то в прочих отраслях экономики эта информация почти всегда недоступна.
Известно, что коллекторские агентства работают не только с банками, но и с лизинговыми, телекоммуникационными, страховыми, торговыми компаниями, а оценить объемы всей дебиторки в этих отраслях невозможно. По оценкам агентства "Секвойя Кредит Консолидейшн", на аутсорсинговое взыскание передается около 50% всех проблемных банковских кредитов граждан".
Александр Щербаков, (Коллекторское агентство АКМ): "Емкость рынка коллекторских услуг просто необъемна. Как с точки зрения ресурсов действующих и будущих игроков, так и с точки зрения существующего и возможного спроса. Сейчас только-только стала формироваться практика передачи в коллекторские агентства банковских корпоративных долгов. А ведь именно они занимают львиную долю всей банковской просрочки. Кроме того, большой потенциал в плане размещения портфелей долгов у предприятий ЖКХ".
-Как вы могли бы оценить эффективность работы коллекторского агентства по сравнению с собственными возможностями кредитной организации? В каком случае или при каких условиях банку целесообразно обращаться к услугам профессиональных коллекторов?
Елена Докучаева: "Для банка взыскание просроченной задолженности - не основной вид деятельности. При этом реализация взыскания в промышленных масштабах требует больших финансовых и организационных затрат, которые могут стать серьезной финансовой нагрузкой на кредитную организацию в условиях кризиса - новые сотрудники и их обучение, аренда помещений, связь и т. д. при том, что результат не всегда можно спрогнозировать заранее. Поэтому очень быстро наступает момент, когда становится выгоднее передать проблемные долги на аутсорсинг в коллекторское агентство и оплачивать результат его работы, нежели продолжать самостоятельное взыскание. Опыт работы с различными типами долгов позволяет профессиональному коллекторскому агентству выбрать оптимальную стратегию для каждого конкретного сегмента задолженности, а автоматизация процесса позволяет оптимизировать расходы на взыскание. То есть для банка сотрудничество с профессиональным коллекторским агентством является выгодным с экономической точки зрения".
Александр Фёдоров ("Центр ЮСБ"): "Идеальная с точки зрения максимальной эффективности работа с долгами для банка, с учетом более чем пятилетнего опыта сотрудничества с банками, на мой взгляд следующая:
• до 45 дня просрочки работает банковская служба коллекшн;
• после 60 дня передача на аутсорсинг на 90 дней • в коллекторское агентство для софт и хардколлекшн (звонки и встречи);
• после 150 дня передача на аутсорсинг на 180 дней для лигалколлекшн (суды и приставы);
• после 365 дня продажа оставшегося долгового портфеля".
Александр Щербаков (АКМ): "Сравнивая ресурсы средней кредитной организации и среднего коллекторского агентства, можно быть абсолютно уверенными, что, если поставить такую задачу, сам банк будет собирать гораздо больше. Вопрос только в себестоимости подобных услуг. А вот тут мы вполне конкурентны при сравнении с нашими коллегами из банковского сектора. При прочих равных (я имею в виду расходы на взыскание), коллекторское агентство работает эффективнее большинства кредиторов за счет целого ряда факторов:
• ничем другим мы не занимаемся. Отсюда специфического программное обеспечение, график работы, обучение персонала;
• вознаграждение агентство получает только в % от взысканных сумм. Это же правило во многом распространяется и на сотрудников, непосредственно занимающихся взысканием. Иными словами, другой уровень мотивации". «РУСИПОТЕКА» опубликовала обзор «Ипотечное кредитование и секьюритизация»